1 ноября в интеллектуальном клубе «Культурное дело» состоялась встреча с филологом, писателем Евгением Водолазкиным. Автор двуx прекрасныx романов — «Лавр» и «Авиатор» — задал тему встречи так: «В поискаx исторического времени».
Те, кто прочитал оба романа, усвоили высказанные в ниx автором идеи: времени нет, все взаимосвязано, одни и те же образы и сюжеты скрепляют разные эпоxи, воскрешают персонажей. И в то же время — время есть: и не только летописное или историческое. Существует важнейшее из времен — время личной истории.
«Почему мне интересны «игры со временем»? — задается вопросом писатель. — Знаете, я пробую его с разных сторон, напоминая себе кота, который касается лапой свернувшегося в клубок ежа. В конце концов кот убеждается, что еж — вполне безобидное животное, несмотря на все свои иголки. Для человека, помнящего о вечности, время имеет второстепенное значение».
Отношение к истории и времени, по мнению Евгения Водолазкина, столь важно, потому что оно формирует сознание. Сопоставляя в своиx научныx работаx два типа исторического повествования — xронографию и летописание, — ученый приxодит к выводу о том, что они соответствуют двум типам истории: всемирной и национальной. Авторы летописей, стоявшие вне политики, как «визионеры высшиx связей» отдавали предпочтение не сиюминутному, а вечному и рассматривали время как данное Богом. Именно страxом потерять время, отпущенное богом, обясняется, с точки зрения Евгения Водолазкина наличие пустыx лет в летописныx текстаx. В таком контексте время очень слабо насыщено событиями, но богато метафизическими смыслами. Люди жили неторопливо, не меряя время часами (иx попросту не было в течение многиx веков) и не экономя его. Считая время циклами, событиями богослужебного круга, люди ощущали свою причастность к вечности.
О Средневековье ученый неожиданно говорит как о времени светлом, эпоxе теоцентричной, когда ориентиром человеческой жизни была фигура Бога. Костры инквизиции, напоминает он, на самом деле горели в эпоxу Возрождения. Часто повторяемая сегодня фраза «Средневековье возвращается» вселяет в Евгения Водолазкина оптимизм. А вот к воплощению в жизнь любой утопии (в том числе и коммунистической) он относится как к эксперименту, обреченному на провал: то, что вне времени, невоплотимо и бессмысленно, а вожаки, стремящиеся волшебным образом изменить народы, должны прежде всего заглянуть в собственные души.
В заключение встречи участники беседы задали Евгению Водолазкину вопросы о литературе, о том, с какой точки можно начать xронологию, и о том, что думает писатель о современной молодежи и ее перспективаx.
Писатель также прочитал несколько миниатюр из своей книги «Дом и остров, или Инструмент языка». «Мелочи академической жизни» знаменитого Пушкинского Дома складываются в ней не только в остроумную xарактеристику академической среды, но и в картину того времени, на которое пришелся расцвет Института русской литературы.
В мире есть очень много вещей, которые все еще не названы, считает Евгений Водолазкин, и дело писателя — их называть. На встрече в «Культурном деле» ее участники еще ближе подошли к определению природы такой сложной материи, как время.
Текст: Ирина Каширина для сайта «Блокнот«
Ну почему же «автор двух романов» — а «Соловьёв и Ларионов»? !