Евгений Водолазкин – о фрилансе и фрилансерах

Статьи

Большинство фрилансеров работают сильно больше, чем положено при 40-часовой рабочей неделе по Трудовому кодексу: 27 процентов трудятся свыше 60 часов часов в неделю, больше 45 часов — каждый второй «свободный художник».

Евгений Водолазкин: Мне кажется, все, что соединяется со словом free, включая даже картошку, несет в себе положительный оттенок. Потому как свобода — очень важная составляющая творчества. А фриланс как феномен мне вполне симпатичен.

Если говорить о фрилансе, к примеру в журналистике, то это независимая позиция автора, который пишет, не ориентируясь ни на редактора, ни на направление издания, пишет то, что считает нужным и потом предлагает материал тем СМИ, которые, по его мнению, могут это опубликовать. В других сферах быть фрилансером тоже достойное занятие, но как и в журналистике, здесь есть своя опасность. Она заключается в том, что фрилансеру ничего не гарантированно: ни зарплата, ни какие-то другие блага. Это человек, который живет на свой страх и риск. С другой стороны, вся наша жизнь проходит на свой страх и риск, и это лишь частное проявление большого процесса. И сама идея свободного плавания хороша.

Конечно, здесь есть еще одно обстоятельство: вероятно, не всякий человек способен быть фрилансером. Здесь нужна самоорганизация, без которой работающий удаленно может просто пропасть. Если, допустим, нет необходимости быть к 9.00 на работе, то это еще не повод вставать в 12.00 или вообще ничего не делать. Вот все плюсы и минусы свободы. Свобода как возможность и свобода как риск. Всякая независимость включает эти два полюса.

Я думаю, что в идеале фрилансеры должны быть людьми самостоятельными, с расписанием дня, умеющими держать себя в установленных собственным усилием воли рамках. И если у человека есть такие качества, такой ресурс, то он может достичь больших успехов, не появляясь в офисе, студии, издательстве и так далее.

Кстати, Хэмингуэй любил работать в кафе. Я, например, с трудом представляю себе, как можно писать прозу, сидя в каком-то заведении. Но ему это помогало, потому что, с одной стороны, он отключался от шума и от всего происходящего вокруг, с другой — видимо, ему нужен был какой-то дополнительный раздражитель, который бы существовал на периферии сознания.

Знаете, у меня был один коллега, замечательный ученый, который, как это часто бывает в академических институтах (где обязательно присутствовать на работе лишь два раза в неделю), работал преимущественно дома. И как-то он трудился у себя на кухне, когда у него шел ремонт. Общаясь с мастерами о занятости, он сказал им:»А я работаю из дома!». Они засмеялись в ответ: «Да, непыльная работенка! Нам бы такую». На что он довольно жестко заявил: «Вы бы так не смогли». Можно, конечно,поспорить,смогли бы они или нет. Но его ответ как раз показывал, что это очень непростой путь, это сложнее, чем куда-то ходить ко времени. И что самоорганизация — на ступень выше, чем просто организация.

Российская газета

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Ирина Игоревна

    Пишите, Евгений Германович! Каждая Ваша книга — событие в литературе.

    Ответить
  2. Сенполия

    Большое спасибо, Евгений Германович, за добрые слова о фрилансерах, а то в отношении нас уже такие нелестные стереотипы создаются, что можно и комплекс неполноцености «подцепить». Иногда и сама работаю в шуме-гаме (когда вечером супруг включает телевизор, хотя и не громко), и всё думаю — наверное, это неправильно, надо уходить в другое помещение, чтобы сосредоточиться. Но вот присутствие этого шума (и мужа) меня почему-то больше вдохновляет, чем абсолютная тишина.

    Ответить