В Петербургском ТЮЗе поставили повесть Евгения Водолазкина

12.03.2019
149 Views

Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева выпустил премьеру – “Близкие друзья”. В основе одноименная повесть Евгения Водолазкина. Написана она уже после романа “Лавр“, в 2013 году.

“Близкие друзья” – история дружбы и любви трех молодых людей. С детства и до самой смерти. Еще детьми они дали слово быть похороненными на одном кладбище в Мюнхене, где познакомились их семьи, навещая могилы родственников. История о второй мировой войне. Глазами немцев. Парни воюют в России, Ханс погибает. А спустя 60 лет Ральф – уже с Эрнестиной – отправляется в Россию.

Режиссер Лиза Бондарь поставила спектакль в необычном пространстве. Зрители находятся в комнате, в центре действия, а события происходят вокруг нас. Сидим на барных стульях и крутимся, наблюдая за актерами то впереди нас, то слева, справа или сзади.

"Близкие друзья"

Спектакль адресован взрослому зрителю, 18+. Есть в нем сцена, когда герои раздеваются перед зрителями догола. Зачем это – возмутилась часть публика. Нельзя обойтись без обнаженки? Тем более – в ТЮЗе. Обязательно нужен эпатаж? Но кто читал повесть, тот поймет, зачем эта сцена.

– Сцена ню сделана осмысленно, это необходимая часть истории, ее ничем невозможно заменить. Она многое определила в судьбах наших героев. Здесь важный момент в жизни детей – близких друзей, двух мальчиков – Ральфа и Ханса и девочки Эрнестины. Это приобретает сокровенный смысл, не несет сексуального характера, замешено на интересе, детской провокации. В детстве все мы были любопытными, много чего творили и не были святыми, – пояснила Анна Слынько.

Евгений Водолазкин: Меня тронули до глубины души и постановка Лизы Бондарь, и игра актеров, и то необычное пространство, в которое помещены зрители: мы сидели как будто в аквариуме, и не мы смотрели на актеров как на рыб в аквариуме, а они смотрели на нас, к нам обращались. Я впервые такое увидел в театре. На меня это произвело очень хорошее впечатление. Все играли великолепно, но когда смотрел на старшее поколение – у меня слезы стояли. Единственный минус – не пригласить много зрителей (зал рассчитан всего на 34 человека).

– Режиссер сказала: “В повести у героев нет прямой речи. Я почувствовала творческую безответственность – могу рассказать эту историю, как захочу”. Я прочитала вашу повесть и посмотрела спектакль – многое здесь изменено, надумано, поставлено с ног на голову. Вас это не возмутило?

Евгений Водолазкин: Не возмутило и не смутило. Очень хороший спектакль. Мне показалось, что кое-что здесь высказано даже более удачно, чем у меня. Хорошую инсценировку написала Юлия Поспелова. Я мог бы сам написать (иногда пишу пьесы), режиссер обращалась ко мне, но подумал, что уже все сказал в этой повести, поэтому с удовольствием уступил место молодому талантливому драматургу.

Музыку написал композитор из Москвы Николай Попов. Придумал акустический прием, который позволит зрителям ощутить эффект присутствия в спектакле.

Текст: Светлана Мазурова для «Российской газеты»
Фото: Наталья Кореновская

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.