Роман, вышедший в 2012 году, стал одним из самых заметных событий современной отечественной литературы. Это житие в постмодернистском стиле, но в традициях древнерусской словесности. Автор, доктор филологических наук, со знанием дела воссоздает атмосферу Древней Руси на исходе Средневековья, в XV веке. Но читается и воспринимается этот текст удивительно современно.
Роман написан сложно: в нем несколько языковых пластов, причудливо сплетенных друг с другом – от древнерусского сказа до новорусского «канцелярита». Ключевая идея «Лавра» – самоотречение и существование человека в Боге, вне времени. Ключевая фигура повествования – Арсений-Устин-Амвросий-Лавр. В одном человеке – несколько имен и жизненных поприщ: врач-травник, юродивый, странник, праведник и святой. По свидетельству автора, образ формировался по мотивам нескольких житий: Василия Блаженного, Николы Кочанова, Андрея Юродивого.
Почему этот роман вызвал огромный интерес у читающей публики в стране и далеко за ее пределами – «Лавр» переведен на несколько десятков языков? Суждена ли ему долгая жизнь? Применим ли к опыту XXI века духовный подвиг Лавра? Ответы на эти вопросы пытаются найти гости программы «Игра в бисер» писатель Майя Кучерская, литературный критик Наталья Иванова и лингвист Максим Кронгауз – вместе с автором романа Евгением Водолазкиным.
https://www.youtube.com/watch?v=kfLl-7PX-cU