13 июня в Петербурге состоялось открытие выставки иллюстраций художника Леонида Губского к роману «Лавр» и творческая встреча с писателем Евгением Водолазкиным. Несколько десятков людей пришли вечером в Центральную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, чтобы увидеть героев романа в графике. Среди них был и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
История создания картин к роману «Лавр» проста. Леонид Губский несколько лет назад отправился совершенствовать свой художественный талант к преподавателю «Репинки» Климу Ли. Леонид прочитал роман Водолазкина и взялся за графику. Он неспешно изображал героев «Лавра», и постепенно у него появились десятки картин. Тогда художник решил показать свою коллекцию картин автору романа «Лавр» Евгению Водолазкину. С этого момента картины обрели новую жизнь: писатель предложил издать книгу с рисунками Губского.
Однако столь замечательная идея требует времени для воплощения. А пока Леонид Губский решил представить свои картины в Библиотеке имени Лермонтова на Литейном проспекте. На открытии выставки гости подходили к художнику и благодарили его за работы. Они действительно гармонируют с произведением «Лавр». Хотя у каждого читателя Арсений, Устина и другие персонажи выглядят по-своему, художник смог отобразить нечто объединяющее все представления. Леонид Губский перенёс на бумагу всех героев и ключевые моменты романа.
Леонид Губский рассказал о том, что он изображает в своих иллюстрациях: Я рисую состояние, когда человек лечит и расходует свои внутренние силы, приходит на озеро, которое в мае заковано льдом, и черпает энергию природы. Он видит мёртвого падшего волка, угольки, черепки и созерцает, что всё превращается… в землю. Как у Ахматовой:
«…ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею».
На открытии выставки главным гостем оказался тот человек, без которого не появились бы рисунки, — автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин.
— Несколько слов о художнике.
— Леонид Губский создал замечательные иллюстрации. На этом празднике я чувствую себя гостем и болельщиком. Леонид нарисовал огромное количество иллюстраций к моему роману «Лавр», не очень понимая, как они будут приняты и пригодятся ли. Это бескорыстие меня подкупило.
— Когда Вы впервые увидели иллюстрации?
— Впервые картины я увидел месяца два назад: Леонид принёс их в Пушкинский Дом. Многие из них мне понравились, и я их послал в издательство. У нас с Леонидом возникла идея издать «Лавра» с иллюстрациями. Сейчас в издательстве будут думать над этим вопросом. Дело в том, что книгу нужно издавать в альбомном формате, а этим занимаются не все издательства. Вообще же «Редакция Елены Шубиной» – это, на мой взгляд, лучшее издательство. Его авторов называют сборной России по литературе.
— Юзефович, Водолазкин, Прилепин …
— На выставке сегодня присутствовал учитель Леонида Клим Ли, который проиллюстрировал «Обитель» Захара Прилепина. И символично, что его выставка предшествовала этой выставке.
— Как Вы представляли себе образы своих героев?
— Я, конечно, представлял себе образы героев романа, но довольно туманно. Леонид материализовал их. Во всяком случае, это один из вариантов того, какими они могли быть. Например, юродивый – это не клоун и не шут, а фигура глубокая и трагическая. Это святой, который скрывает свою святость. Мне кажется, что у художника всегда есть особые возможности проникнуть в эту глубину.
Бывают ситуации, когда ты слышишь о человеке много и даже представляешь его, а потом случайно встречаешь – и думаешь: «Так вот какой он!» Такое чувство я испытываю по отношению к моим героям, представленным на выставке.
— Когда я читала роман «Лавр», передо мной возникало буйство красок и запахов: я видела все оттенки зелёного, цвета трав и ягод, чувствовала запах деревянной избы и немытого женского тела. Как Вы восприняли своих героев в чёрно-белом изображении?
— Чёрно-белое решение – это пространство для сотворчества зрителя. Это возможность всё раскрасить своей фантазией. Разумеется, и цветные иллюстрации имеют свои преимущества. Но цвета должны быть точными.
Здесь кое-что цветом подчёркнуто: волк, который смотрит в красное пламя, Устина в красной рубашке. На фоне отсутствия цвета красный подчёркивает доминанты.
— Как у Сергея Эйзенштейна в фильме «Броненосец “Потёмкин”».
— Да, поднятый флаг. Его раскрашивали.
— Какой вид искусства сильнее: литература или живопись?
— Мои предпочтения очевидны, иначе я стал бы рисовать. Вместе с тем, литература и живопись отражают разные стороны бытия. Слово способно изобразить многое, но не всё. Там, где заканчиваются возможности слова, – а они не беспредельны – возникают музыка и живопись. Но надо понимать, что музыка и живопись существует только потому, что существует слово. Когда мы смотрим на картину, то мыслим в образах, но в конечном счёте формулируем всё в словах. Так что правильно, что я взялся за литературу! (улыбается)
— Среди нескольких десятков людей, присутствующих в зале, только около десяти мужчин. С чем Вы это связываете?
— Женщины тоньше. Вы посмотрите: в наших церквах в основном женщины. Женщина более метафизична. Она чувствует иррациональные вещи. А мужчина рационален. Рационализм более ограничен. Он не способен охватывать то, что не выражается в логических понятиях.
— Книга «Лавр» для меня – это произведение о большой настоящей любви, жертвенной… Как Вы считаете, какую главную мысль автор иллюстраций пытался выразить своими иллюстрациями?
— Я думаю, что любовь для автора очень важна. Это чувство играет в «Лавре» важнейшую роль: любовь обычная, которая переходит в любовь вечную, метафизическую. Любовь – это главное, что художник увидел в романе и выразил в своих картинах.
Выставка иллюстраций Леонида Губского к роману «Лавр» продлится до 29 июня.
Материал подготовила: Надежда Дроздова