Библиография

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. - Книга посвящена основателям Кирилло-Белозерского Успенского и Ферапонтова Рождества Богородицы монастырей, появившихся в конце XVI века. В книге впервые собраны вместе древнерусские произведения - жития, послания, духовная грамота, - посвященные этим преподобным. Древнерусские произведения печатаются в оригинале, предваряются статьями издателей и сопровождаются переводами на современный русский язык и комментариями. Издание подготовлено Е.Г. Водолазкиным совместно с Г.М. Прохоровым и Е.Э. Шевченко. СПб., 1994.

Монастырская культура: Восток и Запад Монастырская культура: Восток и Запад - Настоящий сборник статей посвящен рассмотрению монастыря как уникального историко-культурного явления. Существенная особенность книги состоит в том, что под одной обложкой здесь собраны работы, связанные как с восточной, так и с западными монастырскими традициями и выполненные исследователями и носителями этих традиций. В данное издание включены статьи, рассматривающие влияние монастыря на различные сферы культуры и на общественную жизнь в целом. Книга предназначена для филологов, историков, богословов и всех интересующихся монастырской культурой. Составитель и редактор Е.Г. Водолазкин. СПб., 1999.

Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.) Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.) - Монография Е.Г. Водолазкина посвящена древнерусским историографическим и историко-экзегетическим текстам, повествующим об истории от Сотворения мира до X в. н.э. Книга содержит источниковедческое, текстологическое и герменевтическое исследования этих памятников. В приложении публикуется научно подготовленный текст Пророчества Соломона и другие материалы. 1-е издание. Мюнхен, 2000.

Дмитрий Лихачев и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. ФотографииДмитрий Лихачев и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии - Книга посвящена выдающемуся деятелю русской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева. Основу книги составляют мемуары и эссе представителей науки, литературы, искусства, политики, а также родных Д.С.Лихачева и его учеников. Среди авторов — принц Уэльский Чарльз, В.П. Астафьев, О.В. Басилашвили, М.С. Горбачев, Д.А. Гранин, Н.И. Ельцина, Ф.А. Искандер, А.С. Кушнер, A.М. Панченко, М.М. Шемякин. Такой состав авторов позволил отразить всю широту интересов Д.С. Лихачева. Издание снабжено большим количеством фотографий и материалов из архива семьи Лихачевых, а также редкими фотографиями, предоставленными авторами воспоминаний и музеями. Книга состоит из нескольких разделов, знакомящих читателя с разными сторонами жизни Дмитрия Сергеевича — семейной (Дом), научной (Пушкинский Дом), общественной («Небесная линия города», Годы признания, «Воспоминания»). Составитель и ответственный редактор издания Е.Г. Водолазкин. 1-е издание. СПб., 2002.

Похищение ЕвропыПохищение Европы - современный Bildungsroman, действие которого разворачивается в Западной Европе и в России. Главный герой Кристиан Шмидт со всеми его проблемами и сомнениями является своего рода обобщенным портретом Европы конца ХХ века. В книге ставится ряд вопросов исторического, этического и эстетического характера. СПб., 2005.

Соловьёв и ЛарионовСоловьёв и Ларионов - В жизни каждого генерала обязательно есть тайна. Отправляясь в мир иной, он оставляет ее разгадку будущему историку. Приходит время, и историк берется за дело. Он исследует архивы и собирает устные свидетельства. Он ищет потомков генерала, охотится за его бумагами и даже встречается с другими историками. Увлеченный своими поисками, историк не замечает, как поле исследования постепенно превращается в минное поле. Становится ясно, что жизнь историка (и это уподобляет ее жизни генерала) полна опасностей и тревог. Потому что в любом своем исследовании он изучает наименее познанное: самого себя. Роман представляет научную жизнь в самых разных, порой весьма неожиданных ее проявлениях. Рисунок на обложке книги выполнен Михаилом Шемякиным. М., 2009.

Всемирная история в литературе Древней РусиВсемирная история в литературе Древней Руси - Монография Е.Г. Водолазкина посвящена древнерусским историографическим и историко-экзегетическим текстам, повествующим об истории от Сотворения мира до X в. н.э. Книга содержит источниковедческое, текстологическое и герменевтическое исследования этих памятников. В приложении публикуется научно подготовленный текст «Пророчества Соломона» и другие материалы. Издание предназначается для филологов, историков и всех интересующихся литературой русского Средневековья. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб., 2008.

Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образыЧасть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы - Книга посвящена памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это – собрание свидетельств о Соловках, самом, может быть, вневременном месте России. И странным образом – самом современном, то есть в высшей степени чувствительном к очередной смене «старого» времени «новым». Многое из того, что испытала наша земля, здесь не просто отзывалось: оно представало более выраженным, обостренным, доведенным до верхней точки (или до нижней). Есть на свете места, где эхо громче крика. Книга построена так, что тексты о монастыре перемежаются с текстами о лагере. Читая самые страшные, лагерные, страницы, можно подумать, что книга посвящена тому, как людей пытались превратить в скот. Такое впечатление было бы ошибочным. Книга – о том, как человек, содержавшийся в скотских условиях, познавал свое Божественное начало и преображался. СПб., 2011.

Инструмент языка. О людях и словах Инструмент языка. О людях и словах - Реакция филологов на собрата, занявшегося литературным творчеством, зачастую сродни реакции врачей на заболевшего коллегу: только что стоял у операционного стола и - пожалуйста - уже лежит. И все-таки "быть ихтиологом и рыбой одновременно" - не только допустимо, но и полезно, что и доказывает книга "Инструмент языка". Короткие остроумные зарисовки из жизни ученых, воспоминания о близких автору людях, эссе и этюды - что-то от пушкинских "table-talk" и записей Юрия Олеши - напоминают: граница между человеком и текстом не так прочна, как это может порой казаться. М., 2012.

ЛаврЛавр - Герой романа – средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки? М., 2012.

Совсем другое времяСовсем другое время - В новой книге Евгения Водолазкина автор, словно опровергая название, повторяет свою излюбленную мысль: "Времени нет, всё едино и всё связано со всем". Молодой историк с головой окунается в другую эпоху, восстанавливая историю жизни белого генерала (СОЛОВЬЕВ И ЛАРИОНОВ), и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь; немецкий солдат, дошедший до Сталинграда (БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ), спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз… М., 2013.

Красная стрелаКрасная стрела - К 85-летнему юбилею легендарного поезда журнал "СНОБ" и "Редакция Елены Шубиной" при поддержке ОАО "РЖД" подготовили новое, дополненное издание книги "Красная стрела. 85 лет легенде", состоящее из эссе, рассказов и путевых дневников. Жизнь как вечная дорога, как полный отрыв, как поездка, конечная остановка которой остается неизвестной вплоть до финала. Само название книги мгновенно настраивает на железнодорожную тематику, вызывая ассоциацию с вокзалом и ночными разговорами под стук колес и подстаканников. Впрочем, авторы были вольны выбирать, каким видом транспорта им воспользоваться при своих передвижениях по свету. А в конце книги - специальный бонус в виде очерка из исторических снимков и фотографий "Красной стрелы", сделанных Михаилом Лоскутовым. М., 2013. С. 62–70 – рассказ Евгения Водолазкина «Служба попутчика».

Русские детиРусские дети - Знаете, как опытным путем убедиться, что Земля вертится? А то, что ангелы бывают нянями, об этом вы знаете? И что девочки превращаются в драконов, серые камни на самом деле серебряные, и Майкл Джексон будет отмщен? А мир наш был перевернут когда-то, давно, еще во времена шерстистых носорогов и саблезубых тигров, поставлен с ног на голову и так стоит на голове до сих пор? Не знаете — вернее, знали, но, повзрослев, забыли. Потому что такие знания даются исключительно детям, как прозрение, происходящее помимо опыта, ну, иногда взрослым, упорно цепляющимся за детство, как за борт подводного корабля, совершающего срочное погружение. И эти чудесные дары вручаются по справедливости, потому что детство — волшебная пора, усыпанная пыльцой рая, и дети непременно должны быть счастливы, пусть сами они далеко не всегда осведомлены о своем счастье. Ведь вся остальная жизнь — лишь расплата за это недолгое блаженство… В сборник «Русские дети» вошли рассказы, написанные специально для этой книги. За очень редкими исключениями. И еще одно важное добавление: перед вами не детская книга. Перед вами книга о детях. СПб., 2013. С. 667–679 – рассказ Евгения Водолазкина «Совсем другое время».

Текст и традиция. Альманах.Текст и традиция. Альманах. - Издается Пушкинским Домом и Ясной Поляной, двумя известнейшими "литературными домами" России. Одной из важных его задач является рассмотрение современной русской литературы в контексте литературной традиции - классической и древней. В определенном смысле альманах соединяет в себе черты научного и литературного ("толстого") журналов: в соответствующих разделах публикуются исследования Академического типа и литературные эссе. Особое место в издании занимают диалоги участников литературного процесса на историко-культурные темы, а также публикация архивных материалов. Т. 1–4. СПб., 2013–2016.

Всё о моем домеВсё о моем доме - Новый сборник текстов лучших отечественных писателей и журналистов, объединенных темой «Всё о моем доме»! Дом как история одной жизни или жизни нескольких семей. Дом как некий образ, который мы сами создаем, исходя из своих представлений об идеальном жилище и имеющихся возможностях. Дом как биография страны. Наконец, Дом как самый правдивый портрет своих хозяев. На этот раз авторы выступают не только в роли литераторов, но и историков. Ведь что как не Дом является лучшим учебником по истории нашего Отечества. М., 2013. С. 120–134 – рассказ Евгения Водолазкина «Дом и остров».

Дом и остров, или Инструмент языкаДом и остров, или Инструмент языка - Реакция филологов на собрата, занявшегося литературным творчеством, зачастую сродни реакции врачей на заболевшего коллегу: только что стоял у операционного стола и - пожалуйста - уже лежит. И все-таки "быть ихтиологом и рыбой одновременно" - не только допустимо, но и полезно, что и доказывает книга "Дом и остров, или Инструмент языка". Короткие остроумные зарисовки из жизни ученых, воспоминания о близких автору людях, эссе и этюды - что-то от пушкинских "table-talk" и записей Юрия Олеши - напоминают: граница между человеком и текстом не так прочна, как это может порой казаться. М., 2014.

Русские женщиныРусские женщины - Странное дело: казалось бы, политика, футбол и женщины – три вещи, в которых разбирается любой. И всё-таки многие уважаемые писатели отказались от предложения написать рассказ для нашего сборника, оправдываясь тем, что в женщинах ничего не понимают. Возможно, суть женщин и впрямь загадка. В отличие от сути стариков – те словно дети. В отличие от сути мужчин. Те устроены просто, как электрические зайчики на батарейке «Дюрасел», писать про них – сплошное удовольствие, и автор идёт на это, как рыба на икромёт. А как устроена женщина? Она хлопает ресницами, и лучших аплодисментов нам не получить. Всё запутано, начиная с материала – ребро? морская пена? бестелесное вещество сна и лунного света? Постигнуть эту тайну без того, чтобы повредить рассудок, пожалуй, действительно нельзя. Но прикоснуться к ней всё же можно. Прикоснуться с надеждой остаться невредимым. И смельчаки нашлись. И честно выполнили свою работу. Их оказалось 43. Слава отважным! СПб., 2014. С. 57–63 – рассказ Евгения Водолазкина «Моя бабушка и королева Елизавета».

Пара пьесПара пьес - действие обеих публикуемых пьес происходит на невских берегах - в современном Петербурге ("Пародист") и в Ленинграде 1930-х годов ("Музей"). Несмотря на внимание к историческим деталям, основная драма - и это характерно для творчества Водолазкина в целом - в обоих случаях разворачивается в плоскости метафизической. Это, впрочем, не делает пьесы ни сухими, ни скучными: их подлинный драматизм нисколько не мешает проявлению свойственного автору юмора. Иркутск, 2014.

Детский мирДетский мир - Маленький человек всегда покинут - это биологическая, непреодолимая драма детства. Всё у него впервые, и грехи тоже впервые, и никто не может от них предостеречь. В этой книге собраны сочинения почти обо всех гранях пугающего детского опыта. Известные прозаики рассказывают в этом сборнике о пугающем детском опыте, в том числе - о своём личном. Эти рассказы уверенно разрушают миф о "розовом детстве": первая любовь трагична, падать больно, жить, когда ты лишён опыта и знаний, страшно. Детство всё воспринимает в полный рост, абсолютно всерьёз, и потому проза о детстве обязана быть предельно серьёзной - такой, как на страницах "Детского мира". М., 2015. С. 421–431 – рассказ Евгения Водолазкина «Совсем другое время».

Стоп-кадр. НостальгияСтоп-кадр. Ностальгия - Книга для медленного чтения. Она развивает темы, начатые другими литературными сборниками серии журнала “Сноб”, но и нащупывает новый внутренний сюжет, ставший особенно актуальным в последнее время. Что такое ностальгия? Когда и почему мы ее испытываем? Обязательно ли она должна обладать знаком плюс? Существует ли ностальгия ненависти? Можно ли окончательно освободиться от плена не прошедшего времени? Каждый автор, среди которых А. Демидова, А. Тарковский, Е. Водолазкин, М. Шишкин, Д. Быков, Т. Толстая, В. Сорокин, А. Битов, Л. Петрушевская, А. Иванов, М. Арбатова, рассказывает о своем опыте преодоления прошлого. В оформлении книги использованы редкие архивные фотографии, запечатлевшие как всем знакомые, так и безвестные лица. Но собранные все вместе, они дают ощущение общности одной истории и одной судьбы. М., 2015. С. 115–125 – рассказ Евгения Водолазкина «Опыт описания дачной местности».

Большая книга победителейБольшая книга победителей - крупнейшей литературной премии России «Большая книга» – десять лет, и страницы этого юбилейного сборника отданы лауреатам. Писатели разных поколений и стилистических пристрастий встретились под одной обложкой, вступили в живой диалог. Место нашлось всем: «архаистам» и «новаторам», живым классикам и ниспровергателям авторитетов, сочинителям обширных романов, мастерам короткой прозы и авторам жизнеописаний-биографий – это ли не доказательство эстетической широты премии, ее открытости в большой мир? Большинство текстов написаны специально для этой книги. Владимир Григорьев Председатель Совета Национальной литературной премии «Большая книга». М., 2015. С. 53–78 – рассказ Евгения Водолазкина «Трамвай через Неву».

Петербургские драмыПетербургские драмы - новая книга Евгения Водолазкина, лауреата литературных премий "Большая книга" и "Ясная Поляна", открывает автора еще как и талантливого драматурга. Действие обеих публикуемых пьес происходит на невских берегах - в современном Петербурге и в Ленинграде 1930-х годов. В одной из них в образном стиле гротеска Водолазкин рассказывает о предыстории одной из самых драматических и таинственных страниц в истории предвоенного Ленинграда - убийстве Николаевым главы партийной организации города Сергея Мироновича Кирова. Ее действующие лица: Киров, Сталин, Николаев и его жена, любовница Кирова Мильда Драуле. Никогда еще такие исторические персонажи не становились все вместе героями литературного произведения. СПб., 2015.

Россия - Италия: Литературные путешествияРоссия - Италия: Литературные путешествия - В книге собраны писательские отклики на литературные путешествия российских и итальянских писателей по Италии и России в 2013 и 2014 годах. Итальянцы за неделю проехали по памятным литературным местам Центральной России, россияне — по городам Северной Италии. Путевые заметки соседствуют здесь с рассказами, стихами и литературными эссе, каждый «творческий отчет» по-своему уникален, а все вместе они создают удивительную картину узнавания, вживания в открывающуюся другую страну. М., 2016. С. 24–29 – рассказа Евгения Водолазкина «Где о чем писать».

Все в садуВсе в саду - сборник эссе и рассказов от известных современных прозаиков, собранный под единой весенней темой садов. Сад как интимный портрет своих хозяев. Сад как попытка обрести рай на земле и испытать восхитительные мгновения сродни творчеству или зарождению новой жизни. Вместе с читателями мы пройдемся по историческим паркам и садам, заглянем во владения западных звезд и знаменитостей, прикоснемся к дачному быту наших соотечественников. Наконец, нам дано будет убедиться, что сад можно «считывать» еще и как сакральный текст. Ведь чеховский «Вишневый сад» — это не только главная пьеса русского театра, но еще и один из символов нашего приобщения к вечно цветущему саду мировой культуры. Как и все сборники серии, «Все в саду» щедро и красиво иллюстрирован редкими фотографиями, многие из которых публикуются впервые. М., 2016. С. 106–113 – рассказ Евгения Водолазкина «Русский акцент», с. 202–211 – рассказ «Детский сад».

АвиаторАвиатор - герой романа Евгения Водолазкина - человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего - ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?.. М., 2016.

"В Питере жить…" В Питере жить... — это вам не в Москве, о которой нам рассказали в книге-бестселлере “Москва: место встречи”. Что и говорить — другая ментальность, петербургский текст. Евгений Водолазкин, Андрей Аствацатуров, Борис Гребенщиков, Елизавета Боярская, Андрей Битов, Михаил Пиотровский, Елена Колина, Михаил Шемякин, Татьяна Москвина, Валерий Попов, “митёк” Виктор Тихомиров, Александр Городницкий и многие другие “знаковые лица” города на Неве — о питерских маршрутах и маршрутках, дворах-колодцах и дворцах Растрелли, Васильевском острове, Московском проспекте и платформе Ржевка, исчезнувшем в небытии Введенском канале и “желтом паре петербургской зимы”… Книга иллюстрирована акварелями Лизы Штормит и рисунками Виктора Тихомирова, на переплете — офорт Михаила Шемякина.

Библиография составлена под руководством Евгения Германовича Водолазкина.

:0.34MB/0.01786 sec