Валерий Шабашов: Рецензия на “Авиатора” Евгения Водолазкина

Стоило съездить в Питер, чтобы понять, что история, произошедшая в романе Евгения Водолазкина «Авиатор», могла случиться только в этом городе.

Бывшая имперская столица, мать революции, спустившей страну «во Ад», и спустя 100 лет может быть узнаваема людьми, жившими в прошлом, как это и произошло с главным героем произведения Водолазкина. Те же дома, пусть и утратившие первоначальный лоск, те же парадные, та же Нева.

Этот роман стоит особняком от всего, что я до этого читал. Автору нельзя приписать оригинальность идеи, что человек переместился из прошлого в будущее, но то, как она была подана и рассказана – абсолютное новаторство.

Честно, я долго не решался взять в руки этот роман из-за его названия и обложки, из которой можно понять практически весь сюжет. Главный герой был заморожен в советском лагере в ходе научного эксперимента. Он любил одну девушку, а разморозившись, узнал, что она на 70 лет стала его старше. Но все оказалось намного глубже.

Водолазкин использует манеру повествования, которая сейчас стала особенно популярной. Герои его романа попеременно ведут дневник, что не дает заскучать читателю и постоянно держит в тонусе. Некоторые истории героев затрагивают самые тонкие струны души читателей, когда речь идет о сломе эпохи, ужасах революции, жестокости людей и лагерной системе.

Другие темы, которые поднимает автор, заставляют задуматься о природе произошедшего насилия. Водолазкин сознательно акцентирует на этом внимание читателей, вкладывая в уста главного героя Иннокентия Платонова мысль, что народ сам заслужил то, что с ним произошло, а не то, что это результат исторического процесса и стечения обстоятельств в экономике и политике.

Автор намекает на то, что возможно народ так расплачивается за свои грехи. Перекидывая мост от общего к частному, эту мысль автора можно перенести и на главного героя. В том, что с Платоновым произошло, виноват он сам, хоть и отчасти. Поэтому мне видится еще и слабый авторский сигнал, отправленный к другому петербуржцу Федору Михайловичу Достоевскому и его «Преступлению и наказанию».

За дневниковой перепиской героев «Авиатора» прослеживается авторское видение всего, что случилось ранее и происходит сейчас с людьми и страной. Это очень тонкие наблюдения, которые относятся ко всему, что мы видим и с чем сталкиваемся в реальной жизни. Цинизм политиков, алчность коммерсантов, беспринципность СМИ. И пусть в этой истории нет хэппиэнда, книга оставляет после прочтения очень приятное ощущение от того, что ты с ней соприкасался. Она пробуждает в человеке что-то светлое, несмотря на смог, который опустился и становится гуще.

Источник: Блог Валерия Шабашова

Добавить комментарий